Маски Гамлета...

Гамлета часто упрекают в хамелеонстсве и актерстве... Мне кажется, это происходит в силу недопонимания нашего типа. Вообще на людях хамелеонят многие, независимо от соционики. Каждый в меру своих природных ресурсов. Может, это не ТИМное, а просто качество эмпатии, неосознанной подстройки, свойственное многим? Также и с социальными масками: уж ими-то пользуются поголовно все. Представьте молодую маму, к которой подбежал ребенок: и вот она то дурашливая, то задорная, то ласковая. И тут ей звонят с работы: сразу меняются мимика и голос, она становится деловая и умничает по телефону. Заходят в общественный транспорт - лицо становится напряженным и неприступным. Встречают коллегу или приятельницу - надевает маску обаятельности и улыбчивости. А сама, может быть, внутри себя просто усталая, не выспавшаяся и вообще не расположена к общению. Так и Гамлет. Это не лицемерие, это просто социальная подстройка. Да вообще актерская игра - это далеко не мой конек, я не могу имитировать эмоцию на сцене, хотя по жизни в моменте могу быть достаточно артистичной. (Однако мне и не снилось делать это так, как творческие ЧЭтики - вот уж кто способен играть!) Хотя действительно рядом с некоторыми веду себя принципиально иначе, причем это происходит раньше, чем успеваешь осмыслить и спланировать свое поведение: с Есениным становишься более логичным, волевым, деловым; с Габеном - легким и улыбающимся, с Штирлицем - деликатным и трогательным. В компаниях же либо сливаюсь с фоном, либо (если хотя бы периодически приходится быть в центре внимания) - надеваю маску Гексли. Тоже не задумываясь: как-то само получается. 

Однако по жизни Гамлет эмоции отражает в моменте полноценно, т.к. эмоционально лабилен, ведь он через это воспринимает мир, и потому так быстро может измениться выражение лица: 5 минут назад смеялся, а теперь разозлился. Только что был нейтрален - и вдруг расчувствовался. Мужа это очень удивляет: интроверты не так эмоционально подвижны, у них эмоциональный циклон или антициклон приходят надолго. А у нас переменная облачность: то солнце, до тучки, то дождик грибной. (Или не грибной). Даже наедине с собой я могу внезапно заплакать, например, от грустного воспоминания. Или разозлиться от того, что не слушается какая-то вещь в быту (слабая сенсорика). Но все это это снаружи, а внутри, в самой сердцевине - спокойное в целом озеро. (По крайней мере, у меня. У других там может быть разное, учитывая, как распространены в нашем обществе нарциссические расстройства и акцентуации). 

Наедине с собой обычно превращаюсь в Крамби-кэт.  Вообще истинное лицо - как правило, с мужем и внутри семьи. Чаще всего это "крамби": нейтральный фон, т.к. от постоянных эмоций сильно устаешь. (Также может быть весьма мрачное выражение, когда думаешь о чем-то очень серьезном - а Гамлету это свойственно...) Хотя в последние годы я замечаю, что часто бываю такой и в людных местах... Кстати это может стать причиной, почему вы не заметите Гамлета, находясь в одной компании (! вопреки тому, что в соционе существует стереотип о том, что Гамлета невозможно не заметить: он либо актерствует, либо юродствует...) Если ему не хочется раскрываться, он сольется с фоном, и вы даже не вспомните, что рядом кто-то сидел. Но только до тех пор, пока не приходится активно вовлекаться в разговор. Если начинается общение - включаются  эмоции и социальные роли, а в случае Гама они не могут не влиять на мимику и поведение.

Гамлета считают порой лицемерным (или актерствующим) еще и потому, что переживания он проявляет несколько гипертрофированно. В соционике это объясняется  тем, что он ориентирован на дуала, и да, это похоже на правду. Например, наедине с собой мы можем проживать эмоции внутри себя, не меняясь в лице. Но если рядом муж-Максим (или другой близкий человек, с которым комфортно) - то да, это действительно иногда театр одного актера. Здесь я превращаюсь в кошку-скоморошинку: то игривая, то ласковая, то кокетливая, то недовольная... Все это - чтобы выразительнее доносить свои  чувства, быть интересной, расшевелить интроверта. (Это происходит полуосознанно). Но вообще-то лицо не раз меня подводило: можно просто спорить с кем-то, а человеку в этот момент кажется, что ты его люто ненавидишь (хотя это вовсе не так!) Все оттого, что на лице эмоции отражаются утрированнее. Если бы я могла управлять своим лицом, я была бы гораздо более счастливым человеком. И более социализированным. (Это снова к вопросу про актерство: увы, я не владею собой в такой степени, чтобы скрыть недовольство или раздражение). Но ведь и в отношении положительных эмоций так же: с детства не умею улыбаться вполсилы - сияю как золотой грош, сама того не замечая. Ну а муж смеется, что стоит ему выйти из кухни, как "кошка-скоморошка" моментально превращается в "крамби-кэт". Стоит снова заглянуть в дверь - и на лице появляются мимика и выражение. (При виде его - конечно же, веселая улыбка!)

Иногда можно запутаться в интро- и экстравертности Гамлета. Но и это не маски. Например, мы с мужем с некоторых пор стали социофобами. Чем меньше общения и социальных контактов - тем лучше, нервная система сильно от этого устает. Я большая домоседка, и в целом могу производить впечатление глубокого интроверта, особенно для посторонних. Однако порой интроверт - это просто уставший от контактов и событий экстраверт... (Или хуже: человек на грани эмоционального выгорания...) Правда, некоторые черты свойственны и самому ТИМу: например, склонность к философствованию и уединенным размышлениям. К слову, в семье эти философические измышления понятны только Максиму и Достоевскому. Остальным (Гексли, Есенин) это и чуждо, и не нужно. Они не понимают, к чему вообще я поднимаю такие темы))) Да просто чтобы подметить свойства мира, осознать его системность и причинно-следственные связи - особенно в истории, в сопоставлении разных эпох или событий на протяжении пары-тройки последних веков... (Творческая БИ и ценностная пятая БЛ). Или же в области психологии и человеческого мышления... 

Но от природы не убежишь, я остаюсь при этом экстравертной: остаются переписки в соц. сетях, плюс веду параллельно  несколько блогов, совершенно разной направленности. Изучаю мир и пробую силы в разных направлениях (правда, только в гуманитарных). И вообще не усидчива с детства: проще делать несколько задач одновременно, переключаясь с одной на другую, чтобы не устать. Это не синоним поверхностности, т.к. по вдохновению могу глубоко погружаться в серьезные задачи и делать их качественно. Но также переключаясь между ними "погружениями" по нескольку дней. 

Суммируя все сказанное, представляется, что миф об актерстве Гамлета создан кем-то из ТИМов с болевой ЧЭ. Кому претит свободное выражение эмоций, особенно на людях. И кто не замечает эмпатической подстройки других ТИМов (например, Гексли, Дюма или Есенина). Гамлет артистичен, да - однако, это не синоним лицедейства, и тем более лицемерия.

Правда, должна оговориться, что я описываю ситуацию глазами Гамлета интуитивного подтипа. Возможно, у эмоционального подтипа (еще и, не дай Бог, с психологическими травмами или расстройствами личности, а это бывает далеко не так редко, как кажется) ситуация отличается...




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кольца ревизии

Давайте знакомиться =)