Соционический разбор литературного Гамлета

Всегда было интересно, каким же был литературный прототип?

И вот наконец дошли руки и голова пересмотреть пьесу с соционической точки зрения...


В начале сюжета мы встречаем Гамлета, потерявшего отца, которого он безмерно уважал и любил. Это большой удар, и герой глубоко отзывается на него всей своей первой, базовой функцией -  глубоко рефлексируя по второй. Скорбь и философская рефлексия на тему трагической утраты и факта конечности земного бытия, возможно, и стали бы основным содержанием его внутренней жизни, если бы в замке не началась подготовка к свадьбе матери и не уважаемого им дяди - спустя всего пару месяцев с кончины отца. Этот факт глубоко оскорбителен: Гамлет остро переживает его по своей 7-й функции - контролирующей белой этике. Неожиданно он узнает, что отец не просто скончался, а вероломно убит его дядей. Сильнейший удар по этике отношений, которая буквально вопиет о несправделивости и предательстве - и отзывается мощнейшим взрывом эмоций со стороны базовой. Эта серьезная внутренняя проблема - диссонанс, который отзывается глубокой болью - становится катализатором дальнейших событий. С этого момента рефлексия Гамлета (творческая 2-я функция) направлена на осмысление мучающей его проблемы, попытку постичь случившееся и осознать природу подлости окружающих его людей, вдобавок собственной семьи. Вторая функция любого ТИМа не просто активна, она склонна к работе на грани познания (чего бы оно ни касалось), поэтому мысли Гамлета не оставляют его ни на минуту и буквально сводят с ума: такая правда не укладывается в голове. Он снова и снова прогоняет ее через себя. Как такое могло произойти? Как такое  вообще возможно? Что же это  за мир вокруг и на что способна природа человека, если такое могло случиться? Тяжелая рефлексия и  внутренняя реальность Гамлета с начала и до конца пьесы раскрываются автором в монологах героя. 

В другой ситуации все могло окончиться тем, что Гамлет покинул бы  лживое семейное гнездо и навсегда прервал связь с родней - такие потрясения побуждают стать отшельником или уехать в дальние края, оставив прежнюю жизнь и прежние отношения. Однако, встретившись с тенью своего отца (потусторонняя мистика не пугает Гамлета - перед нами исследующая мир БИ!), он внушается по 5-й и получает мощную активацию по 6-й функции. С этого момента Гамлет уже не просто рефлексирует - он ощущает необходимость действовать. В связке 1х6х7 (сильная этика эмоций, оскорбленная этика отношений и волевая активация) он готов ввязаться в борьбу со всем миром ради того, чтобы отстаивать то, что ему дорого. Как же действует такой человек? Ясно, что не сенсорным воздействием.

Первое его оружие - эмоционально окрашенное слово. Гамлет язвит и жалит близких, не скрывая свой негатив и презрениие. Находясь в максимальной точке накала и гневного порицания, он не щадит даже Офелию, единственную, чьи помыслы по отношению к нему действительно чисты... Сказывается ограничительная БЭ - он не знает, как на самом деле она к нему относится. (Гамлеты ярко ощущают эмоции, которые испытывают с теми или иными людьми - но не ощущают их подлинного отношения к себе, будучи либо наивно уверенными в чистосердечии окружающих, либо напротив сомневаясь в каждом их слове. Можно сказать, это их слепая зона). 

Седьмая функция парадоксальна. Она сильна пониманием "как должно быть" и в то же время оставляет человеку возможность следовать ей лишь по необходимости. В данном случае она четко обозначает, где были попраны белоэтические нормы, но не связывает Гамлета необходимостью соблюдать внешние правила, он достаточно свободен в собственных  проявлениях. Так, он идет на разговор с матерью, чтобы образумить и пристыдить ее, не оглядываясь на принятые в обществе приличия по отношению к ней. Исключительная ситуация требует исключительных поступков, без оглядки на устоявшиеся нормы - и он разговаривает с ней прямо и без обиняков, не как сын с матерью, но как Человек с Человеком: в надежде, что она осознает свою ошибку и раскается в ней. (Для сравнения: творческая БЭ осуществила бы подобный разговор максимально дипломатично, тонко играя на прежнем добром расположении и материнской любви; а что касается базовой БЭ - возможно, она вообще не пустилась бы в подобный диалог, считая его недопустимым и надеясь все исправить своим добрым примером...)

Наконец, Гамлет проявляется по связке "3х8" (деловая логика, подкрепленная интуицией возможностей) - узнав о приехавшей в город труппе артистов, он тотчас угадывает для себя возможность для осуществления мести и строит на этом план, который реализует с почти джековской расчетливостью. Как белый интуит подгадывает, чтобы события случились вовремя, и как рационал доводит ситуацию до логического завершения... К чему это привело, Шекспир наглядно нам демонстрирует: в порыве праведной мести Гамлет приводит к гибели ненавистное окружение, но при этом гибнет сам и губит несчастную Офелию... 

Удивительно, насколько глубоко и последовательно раскрыта великим драматургом психология данного ТИМа, как наглядно развернуто комплексное действие модели А. Конечно, в пьесе показаны крайние проявления и крайние ситуации, но если однажды вы заинтересуетесь, какой внутренней реальностью живет и о чем думает кто-нибудь из ваших знакомых Гамлетов - будьте уверены, что даже если речь и не идет о настолько исключительных событиях, эмоциональный фон, внутренняя рефлексия и характер действий будут иметь соответствующий вектор... 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Маски Гамлета...

Кольца ревизии

Давайте знакомиться =)